Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович отвергает претензии России о возврате в российский бюджет 1,5 млрд долларов в виде нефтяных пошлин, которые республика якобы недоплатила в связи с «растворительным» бизнесом.
«Что касается мифических полутора миллиардов долларов, то мы ничего не нарушили.
То, что нас сегодня упрекают, это или от некомпетентности российских чиновников, или просто так, что называется, для СМИ», – заявил Мясникович в четверг.
Фото: euroline.by
Белорусский премьер подчеркнул, что республика исполняет все взятые на себя обязательства, и «если что-то в рамках правового поля ЕЭП и Таможенного союза не до конца урегулировано, то это не значит, что надо считать упущенную выгоду».
Мясникович, вероятно, имеет в виду тот факт, что по законам ЕЭП и Таможенного союза растворители и разбавители могут экспортироваться Минском в третьи страны беспошлинно. Однако белорусский премьер забывает, что именно в использовании этой лазейки Россия и обвинила его страну.
Этим летом российские официальные лица заподозрили Белоруссию в мошеннической схеме перепродажи российских нефтепродуктов под видом так называемых растворителей и разбавителей с целью ухода от уплаты экспортных пошлин в российский бюджет, пишет «Взгляд.ру».
Белоруссия получает нефть и нефтепродукты из России беспошлинно, однако при поставке нефтепродуктов за пределы Таможенного союза должна перечислять в российский бюджет 100% экспортных пошлин. Лазейка в том, что растворители, разбавители, а также смазочные материалы входят в перечень нефтепродуктов, при экспорте которых Минск не платит вывозную пошлину.
Факт мошенничества доказывают цифры. В 2007 году белорусы экспортировали 5 тыс. тонн растворителей и разбавителей, в 2008 году – 90 тыс. тонн, в 2009 году – уже целых 1,3 млн тонн. В 2010 году объем экспорта растворителей «провалился» в пять раз – до 287 тыс. тонн. Что вполне легко объяснить: в том году на фоне конфликта между Москвой и Минском Россия ввела пошлины на нефть и нефтепродукты на собственной границе (вместо беспошлинной торговли), и экспортировать нефтепродукты под любой таможенной категорией в третьи страны стало не так выгодно.
В 2011 году Белоруссия вновь получила право беспошлинного импорта нефти и нефтепродуктов из России, и мошенническая схема заработала с новой силой. На экспорт белорусы отправили 2,2 млн тонн растворителей и смазочных материалов, тогда как до этого весь мировой экспортный рынок разбавителей и смазочных материалов составлял не более 1,5 млн тонн. Сопоставив эту статистику, эксперты раньше самой России заговорили о мошенничестве со стороны Белоруссии.
После летних проверок ФТС России Михаил Мясникович уверил, что экспорт растворителей и разбавителей из страны полностью прекращен в августе. Впрочем, официально Белоруссия не признавала, что мошенничала. Мясникович объяснил тогда это решение желанием исключить недоверие со стороны российских партнеров. Сегодня премьер указал, что вся вина ложится на правовое поле ЕЭП и ТС, которое разрешает экспортировать растворители беспошлинно.
Россия, кстати, ранее уже заявила, что надо поменять нормативную базу, чтобы «растворительная» проблема больше не повторялась – ввести на эту таможенную категорию пошлины при экспорте за пределы ТС.
Логичней было бы получить и компенсации за утерянные выгоды. Министр энергетики России Александр Новак оценил ранее потери российского бюджета от белорусского бизнеса с растворителями в 1,5–2,5 млрд долларов. В СМИ появилась информация о том, что Россия требует от Белоруссии вернуть ей 1,5 млрд долларов недополученной прибыли в бюджет. Однако это была неофициальная информация. В правительстве Белоруссии данную информацию не подтвердили, а посол РФ в Белоруссии Александр Суриков отказался от комментариев, заявив, что ему «ничего об этом не известно».
Никто из российского руководства с такими требованиями публично не выступил. Велика вероятность, что эта история будет замята и решена лишь внесением изменений в документы ЕЭП и ТС, как и говорит Мясникович. Но сделано это будет не потому, что Белоруссия не мошенничала, а скорее потому, что Россия, которая последние два года активно спасает белорусскую экономику, не решится ей сама же и навредить.
Для Белоруссии 1,5 млрд долларов – это почти 18,5% от международных резервов Белоруссии, которые составили 8,126 млрд долларов на 1 октября. Это огромные средства, и изъятие их из экономики страны грозит Минску новым ударом. Белоруссия буквально в прошлом году едва избежала дефолта.